Методика диагностики гражданственности младших школьников
Краткое описание
Цель инновационного проекта заключается в обеспечении педагогов-практиков инструментом, позволяющим отслеживать в динамике изменения в содержательных характеристиках гражданственности детей младшего школьного возраста.
Диагностическая методика позволяет измерить сформированность всех компонентов гражданственности: выявить имеющиеся гражданские знания, представления о гражданских качествах, уровень осознания гражданских норм (когнитивный компонент); определить содержание гражданских ценностей, нравственных идеалов, ценностного отношения к государству, обществу и другим людям (ценностный компонент); выявить направленность и степень выраженности гражданских чувств (эмоциональный компонент); определить наличие и уровень сформированности характеристик, обеспечивающих готовность к гражданской деятельности (деятельностный компонент). Оценка сформированности гражданственности проводится поэтапно: первый этап – оценивается сформированность каждого компонента гражданственности, второй этап – оценивается сформированность гражданственности в целом как интегративного качества личности. Результаты диагностики дифференцируются по уровням: высокий, средний (норма), низкий. Результаты диагностики могут применяться для выстраивания индивидуального гражданского профиля, осуществления воспитательной деятельности по гражданскому воспитанию в коллективе.
Новизна предложения
Предлагаемая методика позволяет осуществлять диагностику сформированности гражданственности как интегративной характеристики личности. Имеются методики диагностики отдельных гражданских качеств личности: опросная методика Д.В.Григорьевой (выявление значимости патриотизма в системе ценностей), предназначенная для подростков; методики А.М.Щетининой, предназначенные для выявления уровня развития самостоятельности, инициативности дошкольников; методика изучения мотивов участия школьников в деятельности Л.В.Байбородовой; методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича и другие, позволяющие определить выраженность отдельных аспектов гражданственности. Недостатки имеющихся методик заключаются в следующем: во-первых, методики не носят комплексного характера и нацелены на изучение отдельных качеств, составляющих структуру гражданственности как интегративной характеристики личности; во-вторых, методики имеют ограниченный возрастной диапазон применимости, что вызывает необходимость их адаптации к особенностям соответствующей возрастной группы обучающихся (дошкольники, младшие школьники, подростки); в-третьих, содержательная часть некоторых методик (формулировки вопросов, заданий) устарели, не соответствуют современным социально-политическим, социально-культурным реалиям, современной педагогической терминологии. Данный проект решает указанные недостатки указанных аналогов.
Область применения
85.13 Основное общее образование
Целевая аудитория
Педагоги, руководители образовательных организаций, методисты
Текущая стадия развития
- Макет, опытный образец
Экономический, экологический и социальный эффекты
Ожидаемый эффект от внедрения данной методики заключается в повышении эффективности педагогической деятельности в области военно-патриотического, нравственно-патриотического и гражданско-патриотического воспитания, т.к. своевременная и качественная диагностика позволит скорректировать направления педагогического воздействия, подобрать адекватные формы и методы воспитания. Пролонгированный эффект может заключаться в качественном росте человеческого и гражданского потенциала региона, повышении уровня гражданской активности молодежи, решении задач в сфере развития политического самосознания, гражданской активности и самореализации населения в рамках Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года.
Права интеллектуальной собственности
- Авторские права (копирайт)
Вид сотрудничества
- Внедрение в учебный процесс
- Работы по хоздоговору
- Оказание услуг научно-методического характера
Установленная кооперация по реализации проекта
Межкафедральный
Установленная кооперация по реализации проекта с предприятиями и организациями
- Региональный уровень
Источник финансирования разработки
- без финансирования
Руководитель(и) проекта (ФИО, степень, ученое звание)
Макеева Ирина Александровна, к.пед.н., доц.