Методология антикоррупционного аудита на уровне региона и муниципальных образований
Краткое описание
В 2013 году утверждены основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, которые содержат описание условий и проблем, имеющих прямое или косвенное влияние на характер коррупции. На текущий момент проблемы в данной области не решены.
Проблемой остается отсутствие комплексной методики определения риска коррупции и детализация его учета при планировании аудита, хотя в Методических указаниях по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции приведены примеры фактов хозяйственной жизни, указывающих на высокий риск и рекомендации по их тестированию по существу, а также обращать внимание на подозрительные сделки.
Исходя из антикоррупционного подхода авторами проекта:
- представлены теоретические и методологические положения концепций аудита;
- раскрыто содержание базовых понятий и обоснованы положения антикоррупционной концепции аудита на практике;
- выявлены направления модификации региональной системы аудита на основе оценки влияния явления коррупции на показатели регионального развития;
- обоснованы методологические положения по оценке влияния модифицирующих факторов, формируемых в условиях неопределенности, на процесс аудита;
- адаптированы теоретические и методологические положения аудита эффективности применительно к системам формирования производственного менеджмента Вологодской области;
- сформирована антикоррупционная концепция аудита эффективности в структуре производственного менеджмента территории.
Практический эффект для региона выражается в росте налоговых поступлений в бюджеты на 5-10% от совокупного ВВП региона.
Приоритетное направление развития науки, технологий и техники в РФ
- Транспортные и космические системы
- Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Новизна предложения
Сегодня в условиях реализации антикоррупционной политики в РФ появляется возможность применения новых функций управления социально-экономическими системами - какой является аудит. Власть, аудиторы, бизнес, наука и инфраструктура реализуют традиционную концепцию аудита. Новая, антикоррупционная концепция именно для области аудита в РФ проработана недостаточно.
Существующие на рынке методики аудита не учитывают антикоррупционную составляющую. В данной части они не адаптированы для российских пользователей, иногда сложны в использовании и не имеют достаточной точности измерения нужных параметров аудита Термин «антикоррупционный аудит» исследуется в научных кругах , так, например, П.А. Кабанов называет такой аудит специальным инструментом противодействия коррупции и формой контроля за осуществлением реализации государственной политики противодействия коррупции. Большее количество исследований связано с аудитом эффективности в государственном секторе. В работах Е.М. Корниловича приводятся основные подходы и техники противокоррупциооного аудита. Сущность антикоррупционного аудита он видит в оценке системы контроля компании и ее подразделений, возможности пресечения потенциальных коррупционных действий сотрудников и выявления таких действий и намерений. Интересен его подход в оценке законодательства по противодействию коррупции в США, принятому в 1977 году (Foreign Corruption Practice Act (FCPA)).
В условиях неопределенности в предлагаемой антикоррупционной концепции:
- Разработаны и систематизированы компоненты антикоррупционной концепции аудита, что не отражено в текущих нормативных документах.
- Разработана экономико-математическая модель оценки эффективности функционирования производственного менеджмента территории по результатам реализации антикоррупционной концепции аудита.
- Предложена система текущего контроля за развитием территории на основе антикоррупционной концепции аудита.
Преимущества новой антикоррупционной концепции аудита на уровне региона и муниципальных образований:
- повышается достоверность (точность) аудиторских проверок на 23%;
- усиливается система внутреннего контроля (СВК) субъектов аудита на 30%;
- рост налоговых поступлений в бюджеты на 5-10% от совокупного ВВП региона;
- новая концепция адаптирована для российских пользователей с позиции признания международных стандартов аудита (МСА 250, 315, 265. МСА 220 и Международный стандарт контроля качества №1);
Предложенный механизм реализации аудита на основе антикоррупционной концепции можно использовать при корректировке Стратегии социально-экономического развития Вологодской области.
Область применения
ОКВЭД 69.2 Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию.
Целевая аудитория
Производственный менеджмент территории (власть, аудиторы, бизнес, наука и инфраструктура)
Департамент экономического развития Вологодской области
Департамент стратегического планирования Вологодской области
Администрации муниципальных образований
Научные центры
Высшие учебные заведения
Текущая стадия развития
- НИР, лабораторные испытания
Экономический, экологический и социальный эффекты
Экономический эффект (совокупные экономические потери от коррупции в регионе снизятся на 5 % от налоговых доходов бюджета региона, что составит порядка 5 млрд. руб. в год.
Затраты для реализации проекта не потребуются, так как методология антикоррупционного аудита будет формализована и обязательна для исполнения в рамках уже имеющихся ресурсов как органов власти, так и аудиторских фирм региона.
Социальный эффект (потребители аудиторских услуг получат услуги более высокого качества, выраженного в более достоверной (точной) отчетности, что снизит вероятность коррупции и мошенничества.
Организационный эффект (будет реализован на основе предложенной реорганизации систем государственного регулирования в сфере контроля и надзора, саморегулирования).
Регулирующий и контрольный эффект (ожидается при внедрении разработанных параметров системы текущего контроля за развитием территории на основе инструментов внедрения аудита, который будет реализован через процесс информирования соответствующих лиц при нарушениях антикоррупционного законодательства: дача-получение взятки, злоупотребление служебным положением и полномочиями, коммерческий подкуп, незаконное получение-предоставление выгоды.
Права интеллектуальной собственности
- Авторские права (копирайт)
Вид сотрудничества
- Внедрение в учебный процесс
- Работы по хоздоговору
- Оказание услуг научно-методического характера
Установленная кооперация по реализации проекта
- Межкафедральный
Установленная кооперация по реализации проекта с предприятиями и организациями
- Региональный уровень
Источник финансирования разработки
- без финансирования
Руководитель(и) проекта (ФИО, степень, ученое звание)
Чекавинская Галина Алексеевна, к.э.н., доц.
Орлова Эльвира Олеговна, к.э.н., доц.
Кошко Ольга Васильевна, д.э.н., доц
Патенты и награды