Автоматизированная система для разработки профессиональных образовательных программ на основе мультиагентных технологий
Краткое описание
Особенностью автоматизированной системы является реализация компетентностного подхода к формированию рабочих программ учебных дисциплин и практик основной профессиональной образовательной программы высшего образования путем выделения из текстов профессиональных стандартов, стандартов предметной области, научно-методических разработок и иных источников из сферы будущей деятельности выпускника вуза элементов компетенций, соответствующих направлению и направленности (профилю) подготовки; формирования структурированного массива элементов компетенций и последующего управления их изменениями; рационального распределения их между учебными дисциплинами и практиками; формирования основных дидактических единиц рабочей программы и обеспечения прослеживаемости требований к результатам освоения дисциплины до конкретного источника требований.
Предлагается структура и форматы данных массива элементов компетенций; классификация основных видов источников компетенций; алгоритм сбора, обработки и систематизации информации, необходимой для формирования элементов компетенций; примеры формирования элементов компетенций различных видов; программные средства для обработки и структурирования информации, управления изменениями элементов компетенций с учётом взаимосвязей между ними.
Применение автоматизированной системы позволяет обеспечить рациональное распределение тематики учебного материала между дисциплинами и взаимную их согласованность в образовательном процессе, будет полезно при переработке документов организации учебного процесса по требованиям ФГОС 3++.
Приоритетное направление развития науки, технологий и техники в РФ
- Информационно-телекоммуникационные системы.
Новизна предложения
- Расширение компетентностного подхода к организации учебного процесса за счёт выделения элементов компетенций из различных источников предметной области деятельности выпускника вуза;
- современная интерактивная информационная система;
- информация по элементам компетенций представлена в виде структурированной базы данных;
- современная программная реализация информационной системы.
Область применения
Раздел P. Образование:
Код ОКВЭД 85.22 – Образование высшее
Целевая аудитория
Основная целевая аудитория – заведующие кафедрами, преподаватели и организаторы учебного процесса в вузах. Методика может быть также полезна магистрантам, аспирантам и всем, кто занимается научной работой в области образования.
Текущая стадия развития
- Макет, опытный образец
- Формирование базы данных, картотеки
Экономический, экологический и социальный эффекты
Прямой экономический эффект может быть достигнут при реализации системы заинтересованным потребителям. Предполагаемый объем инвестиций в проект – 500 тыс. руб. Окупаемость проекта может быть достигнута при тираже системы в объеме 100 и более экземпляров ПО при распространении без последующей поддержки и сопровождения. При тираже 150 экземпляров ожидаемый эффект составит около 200 тыс. руб.
ПКосвенный эффект может быть выражен в повышении заинтересованности работодателей и абитуриентов в образовательных услугах вуза, когда становится более наглядной связь между учебными дисциплинами и конкретными компетенциями, которые эти дисциплины формируют, что позволит создавать индивидуальные программы и траектории профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации и проч.).
ПСоциальный эффект выражается в повышении качества подготовки специалистов за счёт более полного учёта в рабочих программах дисциплин и практик требований профессиональных стандартов, уровня развития предметной области деятельности выпускника, требований работодателей.
Права интеллектуальной собственности
- Авторские права (копирайт)
Вид сотрудничества
- Внедрение в учебный процесс
- Работы по хоздоговору
- Оказание услуг научно-методического характера
Установленная кооперация по реализации проекта
Внутрикафедральная
Установленная кооперация по реализации проекта с предприятиями и организациями
- Без кооперации
Источник финансирования разработки
- собственные средства (в т.ч. заемные и кредиты)
Руководитель(и) проекта (ФИО, степень, ученое звание)
Полянский Андрей Михайлович, к.т.н., доцент
Галиев Руслан Маратович, магистр, аспирант
Патенты и награды