Выбрать проекты

Модель и технология духовно-нравственного воспитания граждан России

Краткое описание

В проекте обоснован аксиологический подход к построению и реализации духовно-нравственного воспитания граждан России. Это позволяет:

  • представать процесс духовно-нравственного воспитания как целостный педагогический процесс (принцип системности);
  • обосновать структурные компоненты этого процесса: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный (принцип комплексности);
  • описать последовательность реализации процесса духовно-нравственного воспитания на разных этапах обучения (принцип преемственности).

Предлагается структура модели как целостной системы, а также программные средства для структурирования ее содержательного компонента на основе классификации ценностей духовно-нравственного воспитания, алгоритм (технология) реализации, включающая диагностические процедуры в соответствии с критериальными показателями уровней сформированности изучаемого явления и пример рабочей программы дисциплины, реализуемой в Вологодском государственном университете.

Реализация проекта позволит обеспечить единство подхода к реализации Концепции духовно-нравственного воспитания и развития граждан России в стране с учетом ее региональных особенностей. Проект реализуется совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развитии образования Российской академии образования» (г. Москва).

Новизна предложения

Отдельной модели и технологии построения духовно-нравственного воспитания как целостного педагогического процесса, включающего оценку его качества, к настоящему времени не разработано. Большинство существующих методик сконцентрировано на формировании отдельной духовной ценности или нравственном качестве (гражданственность, патриотизм).

Предполагаемая модель и технология позволяют:

  • повысить компетентность педагога в области его методологической и методической подготовки;
  • увеличить эффективность процесса духовно-нравственного воспитания, реализуемого в контексте конкретного методологического подхода;
  • актуализировать имеющиеся аксиологические ресурсы региональной истории как основы содержания духовно-нравственного воспитания.

Научная новизна проекта заключается в обосновании и подтверждении на практике новых закономерностей и принципов педагогического процесса.

Область применения

Раздел Р. Образование

Код ОКВЭД 85.1. Образование общее

Целевая аудитория

Педагоги, руководители образовательных организаций, специалисты по учебно-методической работе

Текущая стадия развития

  • НИР, лабораторные испытания

Экономический, экологический и социальный эффекты

Экономический эффект: бюджет проекта на привлечение группы из федеральных и региональных экспертов для внедрения предлагаемой технологии составляет порядка 200 тыс. руб. в год в расчете на один регион.

Социальный эффект: повышение профессиональной мотивации педагогов к проблеме реализации Концепции духовно-нравственного воспитания и развития граждан России на разных уровнях обучения (детский сад - начальная школа - средняя школа - высшее образование).

Права интеллектуальной собственности

  • Авторские права (копирайт)

Вид сотрудничества

  • Внедрение в учебный процесс
  • Работы по хоздоговору
  • Оказание услуг научно-методического характера

Установленная кооперация по реализации проекта

  • Внутрикафедральный
  • Межуниверситетский

Установленная кооперация по реализации проекта с предприятиями и организациями

Без кооперации

Источник финансирования разработки

без финансирования

Патенты и награды

Руководитель(и) проекта (ФИО, степень, ученое звание)

Володина Лариса Олеговна, доктор педагогических наук, доцент