Модель и технология духовно-нравственного воспитания граждан России
Краткое описание
В проекте обоснован аксиологический подход к построению и реализации духовно-нравственного воспитания граждан России. Это позволяет:
- представать процесс духовно-нравственного воспитания как целостный педагогический процесс (принцип системности);
- обосновать структурные компоненты этого процесса: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный (принцип комплексности);
- описать последовательность реализации процесса духовно-нравственного воспитания на разных этапах обучения (принцип преемственности).
Предлагается структура модели как целостной системы, а также программные средства для структурирования ее содержательного компонента на основе классификации ценностей духовно-нравственного воспитания, алгоритм (технология) реализации, включающая диагностические процедуры в соответствии с критериальными показателями уровней сформированности изучаемого явления и пример рабочей программы дисциплины, реализуемой в Вологодском государственном университете.
Реализация проекта позволит обеспечить единство подхода к реализации Концепции духовно-нравственного воспитания и развития граждан России в стране с учетом ее региональных особенностей. Проект реализуется совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развитии образования Российской академии образования» (г. Москва).
Новизна предложения
Отдельной модели и технологии построения духовно-нравственного воспитания как целостного педагогического процесса, включающего оценку его качества, к настоящему времени не разработано. Большинство существующих методик сконцентрировано на формировании отдельной духовной ценности или нравственном качестве (гражданственность, патриотизм).
Предполагаемая модель и технология позволяют:
- повысить компетентность педагога в области его методологической и методической подготовки;
- увеличить эффективность процесса духовно-нравственного воспитания, реализуемого в контексте конкретного методологического подхода;
- актуализировать имеющиеся аксиологические ресурсы региональной истории как основы содержания духовно-нравственного воспитания.
Научная новизна проекта заключается в обосновании и подтверждении на практике новых закономерностей и принципов педагогического процесса.
Область применения
Раздел Р. Образование
Код ОКВЭД 85.1. Образование общее
Целевая аудитория
Педагоги, руководители образовательных организаций, специалисты по учебно-методической работе
Текущая стадия развития
- НИР, лабораторные испытания
Экономический, экологический и социальный эффекты
Экономический эффект: бюджет проекта на привлечение группы из федеральных и региональных экспертов для внедрения предлагаемой технологии составляет порядка 200 тыс. руб. в год в расчете на один регион.
Социальный эффект: повышение профессиональной мотивации педагогов к проблеме реализации Концепции духовно-нравственного воспитания и развития граждан России на разных уровнях обучения (детский сад - начальная школа - средняя школа - высшее образование).
Права интеллектуальной собственности
- Авторские права (копирайт)
Вид сотрудничества
- Внедрение в учебный процесс
- Работы по хоздоговору
- Оказание услуг научно-методического характера
Установленная кооперация по реализации проекта
- Внутрикафедральный
- Межуниверситетский
Установленная кооперация по реализации проекта с предприятиями и организациями
Без кооперации
Источник финансирования разработки
без финансирования
Патенты и награды
Руководитель(и) проекта (ФИО, степень, ученое звание)
Володина Лариса Олеговна, доктор педагогических наук, доцент