Методика организации библиотерапевтического семейного чтения как социальной практики
Краткое описание
Фундаментальной задачей проекта является исследование новых речевых жанров современной медиасистемы, изучение их когнитивной основы, специфики функционирования в различных языковых средах и дискурсивных практиках, а также анализ дидактического потенциала подобного рода текстов как в традиционных формах учебно-методической деятельности, так и в инновационных педагогических практиках (эдъютейнмент). Объектом анализа в данном проекте являются тексты партворков, т.е. коллекционных периодических изданий научно-популярного или развлекательного характера, представляющие собой вторичный извод собственно научных штудий и текстов классики мировой литературы. В рамках проекта определяются типологические признаки данного вида изданий, предлагается опыт их классификации, осуществляется комплексный филологический анализ текстовой основы партворков, а также исследуются особенности их использования в практике обучения родному и иностранному языкам. Проект широко обсуждается российскими и зарубежными коллегами, его результаты неоднократно представлялись на международных научных конференциях (Армения, Великобритания, Испания, Польша, Чехия) и были отражены в публикациях на русском и английском языках. Предварительные изыскания по проекту проводились в рамках программы «Глобальное образование» (соискатель – Ю.Н.Драчева). При наличии интереса к проекту со стороны региона задачи его выполнения могут быть сфокусированы в сфере изучения лингвистических маркеров вологодской региональной идентичности во вторичных текстах.
Новизна предложения
Новизна и актуальность исследования партворков определяется их существованием в "промежуточном культурном слое" современных СМИ, отнесённостью к числу креолизованных текстов, специфичностью коммуникативной задачи, прецедентного поля и текстовой основы. Особенности партворков обусловлены тем, что данный продукт массовой коммуникации трансформирует любой аспект человеческого знания, ранее оформленный в системе авторитетных авторских текстов, в форму "профанного" неавторского текста, адаптирующего этот аспект человеческого знания для массовой аудитории: техника для массового потребления, филология для массового потребления, кулинария для массового потребления и т.д. Если объективно существующие тексты, на базе которых строятся отдельные коллекции и рубрики партворков, достаточно хорошо исследованы (например, тексты художественной и технической литературы, кулинарных рецептов и пр.), то тексты партворков, в которых трансформируется содержание исходных текстов для массового, "наивного" читателя, практически не изучены. Особенность российских партворков заключается в том, что в настоящее время они являются преимущественно переводными сериями крупных издательских домов (например, "ДеАгостини"). В этом случае содержание текстов партворков ориентируется на восприятие европейского, а не отечественного читателя и становится предметом сопоставительных исследований. Научную новизну исследования определяет новизна объекта описания, а также соединение в данном проекте различных аспектов изучения текста партворка в его коммуникативной проекции. Комплексность исследования определяется тем, что один объект описания будет рассмотрен с различных сторон: партворк как феномен современной системы массовой коммуникации, генетически восходящий к серийным полиграфическим изданиям XIX века; партворк как креолизованный текст, обладающий различной семантической глубиной компонентов и сочетающий в себе вербальные и невербальные средства воздействия на читателя; партворк как система средств и способов создания образа коллекции; парворк как объект обсуждения в Интернет-пространстве; партворк как материал для организации занятий по развитию речи учащихся и пр.
Область применения
Относится к сфере образования
Целевая аудитория
Родители, воспитывающие детей с ОВЗ (4-11 лет)
Текущая стадия развития
- Макет, опытный образец
- Другое
- Информационно-просветительский интернет-ресурс «Читаем для жизни», призванный помочь родителям организовать библиотерапевтическое семейное чтение по данной методике https://vk.com/chitaem_dlya_zhizny
- Рукопись пособия для родителей «Как организовать семейное чтение».
Экономический, экологический и социальный эффекты
Ожидаемый эффект от внедрения данной методики заключается в повышении социально-педагогической компетентности родителей в области социального воспитания детей с ОВЗ. Своевременная и качественная методика организации библиотерапевтического семейного чтения как социальной практики позволит семьям создать естественную безопасную и развивающую среду для детей с особенностями в развитии, адаптации и социализации, поможет научить ребенка пользоваться книгой как компенсаторным инструментом в течение всей жизни. Освоение родителями ресурса библиотерапевтического семейного чтения как лечебного, психокоррегирующего средства и мощного стимула для саморазвития, поможет детям с ОВЗ снизить риски социальной исключенности, преодолеть социальную изолированность, расширит возможности их социализации в современном обществе. Пролонгированный эффект может заключаться в повышении качества жизни семей и реализации человеческого капитала, включения лиц с ОВЗ в различные сферы жизнедеятельности наравне с другими членами общества.
Вид сотрудничества
- Работы по хоздоговору
- Оказание услуг научно-методического характера
Установленная кооперация по реализации проекта
Внутрикафедральный
Установленная кооперация по реализации проекта с предприятиями и организациями
Без кооперации
Источник финансирования разработки
Без финансирования
Руководитель(и) проекта (ФИО, степень, ученое звание)
Маркевич Ольга Александровна, к.филол.н.