Методика инклюзивных занятий командными играми детей с ОВЗ различных нозологических групп
Краткое описание
Разработанная методика занятий командными играми учитывала особые потребности детей с ОВЗ в создании благоприятных условий для развития их двигательного, психосоциального и реабилитационного потенциала. В их основу положен учет общих для всех нозологий особенностей - ограничения возможности полноценного социального взаимодействия, сенсорно-интегративная дисфункция, сниженная работоспособность и трудности адаптации к новым условиям. Известно, что у детей с ОВЗ различных нозологий, так или иначе, отмечаются выраженные в разной степени и сочетаниях нарушения сенсорных систем, обуславливающие общие трудности во всех сферах жизни ребенка: эмоционально-волевой, двигательной, социальной. Поэтому на протяжении всего занятия при выполнении упражнений создаются условия, способствующие развитию анализаторных систем и их интеграции в процессе выполнения двигательных заданий. Смешанные группы по 6-8 человек случайным образом объединяют детей разных нозологий, находящихся на одной или смежных стадиях физического и психосоциального развития с включением от одного до трех детей с тяжелыми нарушениями локомоторных функций или интеллектуального развития, требующих персонального сопровождения. Занятия организуются в соответствии с принципами инклюзивного образования под руководством двух инструкторов адаптивной физической культуры и помощи одного-двух волонтеров. Курс занятий командными играми состоял из пятнадцати занятий по 60 минут в течение 6 недель. Занятие построено по общепринятой схеме: вводная, подготовительная, основная, заключительная. Создание условий обеспечивающих интеграцию детей с различными двигательными и интеллектуальными возможностями осуществляется различными способами. Для занимающихся существенно ограниченных в свободном перемещении на площадке в процессе игровой деятельности предлагаются различные роли игроков с особыми функциями, посильными для выполнения. Опираясь на уровень двигательной подготовленности и моторных ограничений детей, предусматривается выполнение различные задания на одном этапе занятия. Создание равных условий обеспечивается введением форы: в облегчении и усложнении заданий, изменения исходных положений, расстояния, времени выполнения упражнений и использования инвентаря разного веса. Подбор упражнений и спортивного инвентаря обеспечивает сенсорную интеграцию на протяжении всего занятия. Использование методики инклюзивных занятий командными играми детей с ОВЗ различных нозологических групп на структурированной основе с элементами сенсорной интеграции обеспечивает улучшение психоэмоционального состояния, расширение социальных контактов со сверстниками, улучшение физических кондиций и локомоторной деятельности.
Приоритетное направление развития науки, технологий и техники в РФ
- Науки о жизни.
Новизна предложения
В основу методики инклюзивных занятий командными играми положены комфортные образовательные условия для самореализации детей с ОВЗ через структурированную организацию двигательной активности в освоении элементов спортивных и подвижных игр и сенсорную интеграцию на протяжении всего занятия
Область применения
Относится к сфере образования
Целевая аудитория
Дети с ОВЗ
Текущая стадия развития
- Не указано
Экономический, экологический и социальный эффекты
Социальный эффект: расширение диапазона доступных средств повышения двигательной активности в повседневную жизнь и досуг детей с ОВЗ, социальная адаптация детей с ОВЗ.
Экономический эффект: достижение реабилитационного эффекта выражающегося в улучшении психоэмоционального состояния, повышении уровня физических кондиций и совершенствовании локомоторной деятельности.
Права интеллектуальной собственности
- Не указано
Установленная кооперация по реализации проекта
Внутрикафедральная (кафедра физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания)
Установленная кооперация по реализации проекта с предприятиями и организациями
- МЭБОО Зеленый полюс
Источник финансирования разработки
- без финансирования
Руководитель(и) проекта (ФИО, степень, ученое звание)
Румянцева Наталья Валерьевна, доцент, к.педаг.н.,
Никулин александр Валентинович, доцент, к. педаг.н.